Почем культ для народа

ТЕКСТ ВАЛЕНТИНА КУЗЫК,
ЕЛЕНА КАЧУРЕНКО
 |  ВЛАСТЬ ДЕНЕГ Ноябрь 2007, (№157)
 

Православные храмы множатся в стране как грибы, а темпы роста количества приходов опережают иные корпоративные показатели. При этом впереди веры, постепенно возвращающейся в страну победившего атеизма, пока уверенно шагает мода: в новом офисе без освящения уже как бы и не до работы. Растут и негласные «расценки» на культовые услуги, хотя, в силу специфичности этого «сервиса», о каких-то фиксированных суммах, как правило, речи нет. И вообще, хоть слово «приход» и вполне коммерческое, с рыночными терминами в духовные сферы, советовали «ВД» служители культа, лучше не соваться.

«Рассчитывайте на всю сумму»

Тем не менее «рынок церковных услуг» сегодня предоставляет таинства и требы (молитвы) на любые случаи жизни, договориться об услуге можно в любое удобное время, а оплатить — даже с помощью банковского перевода. При этом предпочтение практически везде отдается наличке.

Мы решили заказать молитву за здравие в одном из киевских православных монастырей. Возле соответствующего окошка при входе в монастырь висел внушительный список тех, кого записывать «не положено», а именно: некрещенных, самоубийц, кодированных (от пьянства, полноты, курения и т.п.), экстрасенсов, йогов, биоэнергетиков, рериховцев, атеистов, протестантов, посетителей Ольги Асауляк, раскольников, автокефалистов, католиков, униатов, баптистов, евангелистов, иеговистов, иноверцев, астрологов. Рядом указывались точные цены на заказываемые молитвы.

Мы выбрали достойную кандидатуру для требы, саму требу и дали в окошко ровно половину от указанной цены, просительно объяснив: мол, просто сейчас нет больше.

— Хорошо, — подумав и уточнив, крещенный ли объект молитвы, ответила молодая монахиня. — Но в следующий раз рассчитывайте на всю сумму.

Это можно было бы расценить как вымогательство, прокомментировал ситуацию знакомый юрист, если бы не один нюанс: в ст. 18 Закона Украины «О свободе совести и религиозных организациях» запрещено принудительно облагать верующих. Насчет же неверующих — указаний нет. Но сама тема веры или неверия — вопрос неподъемный для светских обществ и их институтов, посему с помощью светских законов в подобных ситуациях что-либо доказать очень сложно.

По церковным же законам мы вообще могли ничего не платить, чтобы не потворствовать тем самым особому греху. «В каноническом праве, — рассказал «ВД» владыка Игорь, архиепископ Харьковский и Полтавский УАПЦ, — требование денег за священнодействие называется «симонией». Устав УАПЦ запрещает «требовать от прихожан оплаты церковных таинств, обрядов и благословений, устанавливать цену за отправление богослужений». При этом в правильниках некоторых епархий есть пункты о том, что «прихожане могут оплатить в церковную кассу только возмещение за использованную электроэнергию или другие предоставленные епархией услуги, а также по доброй воле должны вознаграждать работу при исполнении треб священника, диакона, пономаря». По доброй воле — но должны. Что, в общем, возражений и не вызывает: что называется, «Богу — Богово», а рыночные отношения еще никто не отменял.

По словам отца Виталия, настоятеля столичной Свято-Ильинской церкви (Московский патриархат), «само отправление требы требует материальных затрат со стороны церкви, ведь это и цветы в храме, и свет, и приготовленная купель для крещения младенца, и работа хора». Именно эти расходы, по идее, и должен возместить любой совестливый «пользователь». Характер таких пожертвований, несомненно, добровольный, но и назвать его «необязательным», говорили «ВД» те, кто хоть раз прибегал к услугам церкви, некорректно.

По доброй воле

Итак, платить (вернее, жертвовать) — надо. Вопрос — сколько? Если речь идет о требах (тех или иных видах молитв за здравие или за упокой), где личное участие заказчика не предполагается, «озвученные» ориентиры есть почти в каждом православном храме. Когда же речь идет о таинствах (их всего семь, в том числе крещение, венчание, отпевание), то даже приблизительных «ценовых» ориентиров ни на большинстве церковных сайтов, ни в самих храмах нет. На сайте ки-евской церкви в честь иконы Божьей Матери «Живоносный Источник» (Киевский патриархат) суммы «пожертвований на храм» обнаружились, но только за крещение (35 грн.) и венчание (80 грн.), и, видимо, очень устаревшие. Из дополнительных пожертвований на сайте были учтены фото- и видеосъемка (5 и 10 грн.), а по предоставленным спискам «необходимого» удобно было посчитать, сколько еще придется потратить на таинство.

Так, для церемонии венчания необходимы парные иконы Иисуса Христа и Божьей Матери (от 20 до 600 грн.), рушник под ноги молодым (70-200 грн.), рушник для связывания рук (от 5 грн.) полотенце или ткань под Евангелие (от 5 грн.), кагор (от 12 грн.), венчальные свечи (от 20 грн.). На крещении не обойтись без полотенца для ребенка (т.н. крыжма — от 30 грн.) или же обычной распашонки (от 10 до 100 грн.), а также ткани под Евангелие (от 5 грн.), крестика, который можно купить в церкви (от 20 до 100 грн.). В некоторых церквях предусмотрительно продают наборы для крещения (от 65 грн.).

Сами же таинства, поделился с «ВД» настоятель одного из киевских православных храмов, не имеют цены, поэтому вывешивать в интернете или в храмах какие-либо расценки недопустимо. Лучше всего договариваться о сумме пожертвования в устной беседе тет-а-тет, добавил он. Из чего, однако, не следует, что общей «ценовой политики» не существует — средний уровень «благодарности» за то или иное таинство в том или ином регионе всегда можно узнать, посетив пару-тройку храмов, поговорив со священниками и выяснив все нюансы.

«Простое» венчание обойдется желающим освятить брак на 30-40% дешевле венчания «с хором» (разница в цене, как объясняют в храмах, уходит на оплату работы певчих). Чтобы священник распланировал свой день согласно вашим пожеланиям, к оговоренной сумме за крещение придется добавить дополнительно еще около 100 грн. (т.н. индивидуальное крещение в удобное для вас время). Существенно же сэкономить удастся, если венчаться или креститься у знакомого батюшки.

Стоит учитывать и «статусность» культового сооружения — в храмы, окруженные во время службы крутыми иномарками, с тощим кошельком идти не рекомендуется. Вне крупных мегаполисов пожертвования менее обременительны и более стабильны. По словам Михаила Петровича, преподавателя литургийных наук Украинского Католического университета, «церкви легче содержать себя в небольшом поселке, когда коллектив прихожан сплочен и храм посещают одни и те же люди. В городах постоянный прихожанин — редкость, поэтому церк-вям приходится прибегать к установлению «плат» за требы».

Только почтой

Рынок церковных услуг в последнее время существенно расширился. Особо популярны освящения офисов и машин (впрочем, судя по древним текстам, тысячи лет назад с таким же энтузиазмом освящали дома и колесницы), хотя узнать даже приблизительные «расценки» нам не удалось. Освятить можно практически все, что угодно (любую вещь, одежду, доброе дело и даже путешествие) — для этого в канонических требниках есть соответствующие молитвы. Услуги нарасхват, в связи с чем оптимизируются и каналы связи.

Заказать «услуги» можно по телефону. Интернет пока не в чести, хотя, скажем, Патриарх Мос-ковский и всея Руси Алексий II не так давно признал актуальность «использования интернет-пространства для проповеди Слова Истины». Для оплаты треб предлагаются банковские реквизиты, при этом, скажем, в Киево-Печерской лавре настоятельно просят «для отправки пожертвований за совершение треб использовать именно почтовый перевод».

Однако востребованность культовых услуг таит в себе и опасности. Не так давно в СМИ прошла информация о некоем мошеннике из Харькова, который, позавидовав доходам подлинных священников, приобрел соответствующую экипировку и прочие атрибуты в церковной лавке и принялся зарабатывать на освящениях машин и офисов. К фальшивому «батюшке» клиенты подходили прямо на улицах, едва завидев бороду и рясу. Вывод прост: искать священников нужно только в храмах. Правда, недоверчивые граждане и там иногда усматривают подвохи, связанные с качеством оказанных услуг. Интернет-форумы полны жалоб потребителей по поводу предоставления «укороченных» обрядов и таинств. Сами же священники отрицают саму возможность существования «сокращенных» обрядов.

«Венчание обычно длится около получаса», — рассказал «ВД» отец Фотий, священнослужитель Киево-Печерской лавры. Сократить его теоретически можно, читая не все молитвы, но на практике это нереально, уверяли нас в храмах. Сам обряд может несколько различаться, в зависимости от церкви (священник может прочесть несколько молитв на свое усмотрение, не нарушая канонического перечня), но в основном заказчикам действа надо ориентироваться на длительность обряда. А еще от настоятеля одного из храмов Луганской области мы услышали такой совет: «Чтобы производить требу, существуют требники — книги, в которых все описано. Проводить службу без книги запрещено». А если, мол, такое замечено, с этим батюшкой лучше не общаться.


МНЕНИЕ

Иерей ГЕННАДИЙ БАТЕНКО. Настоятель киевского храма Св. Архистратига Божьего Михаила и всех Небесных Сил безплотных (УПЦ МП)

— На сайте нашей церкви и в самом храме цен на церковные требы нет. Те же, кто указывает цены, называют меру пожертвования, но никак не цену таинства или требы. Никто не запрещает добровольно жертвовать на церковные нужды, ибо церковь существует за счет пожертвований. Иногда сталкиваешься с ситуацией, когда приезжают в храм крестить ребенка на «Мерседесах», а потом оставляют на его нужды две гривни. При том, что крещение — великое таинство, одно из самых главных в человеческой жизни, которое само по себе бесценно и не имеет материального аналога. Увы, у современного человека нет понятия о церковной жизни. Церковь — живой организм, со своими потребностями, нуждами (обеспечение самой церковной службы, закупка церковной утвари, литературы, оплата коммунальных услуг, аренда помещений и т.д.). Кроме того, предназначение Церкви — миссионерская и благотворительная деятельность. Чем больше пожертвований, тем больше церковь может сделать для блага людей.



МНЕНИЕ

АНДРЕЙ СОДОЛЬ. Директор юридической компании «Аргумент-Консалтинг»

— Согласно Закону Украины «О свободе совести и религиозных организациях» от 23 апреля 1991 г., источниками финансирования религиозных организаций могут быть: средства от распространения предметов религиозного назначения, добровольные пожертвования граждан, организаций, доход от участия в капитале в качестве учредителей, если в самом уставе Церкви зафиксирована такая норма. При этом закон запрещает принудительное обложение верующих, но нет запрета на обложение не принудительное, т.е. совершающееся по желанию верующего. В Перечне культовых услуг, утвержденном постановлением КМУ № 1010 от 12 сентября 1997 г., культовые услуги как раз и являются такими, которые оплачены по желанию верующего. Кроме того, термин «обложение» в законе не конкретизирован, поэтому нет достаточных оснований понимать его узко и не распространять его действие также на плату за совершение богослужений.