Строительные лицензии 2008: Новые правила отменяются!

Новые правила лицензирования, так настойчиво продвигаемые вновь созданной Госархстройинспекцией Украины, до сих пор не прошли регистрацию в Министерстве юстиции Украины (в очередной раз было Минрегионстрою отказано в регистрации положения о Лицензионной комиссии 27.05.2008),  так как Предложенной Положение и новые правила  лицензирования строительной деятельности противоречат Конституции Украины и ставят в неравные условия вновь создаваемые строительные компании и действующие строительные организации, получившие строительную лицензию на “старых условиях”.

В связи с этим напомним всем, кто сейчас начал оформление новой лицензии и собирается проходить так называемую экспертизу в вновь созданных государственных и частных организациях – порядок лицензирования пока что не утвержден, и проект, по которому Вы готовите документы, может измениться или вообще быть отменен и признан незаконным.
Вместо того, чтобы контролировать существующие стройки, у опредленных лиц возникла “гениальная идея” придумать дополнительный сбор со всех строителей, назвав его экспертизой и утвердив Временный регламент получения строительной лицензии и Лицензионную комиссию  же приказом, не утруждая себя его регистрацией в Минюсте до начала сбора денег с “населения” и анализом его соответствия действующему законодательству.
Напомним статью Закона Украины “О лицензировании…”  

“Ліцензійні умови та зміни до ліцензійних умов підлягають оприлюдненню у порядку, встановленому законодавством, і набирають чинності через десять днів з дати державної реєстрації нормативно-правового акта, якщо в ньому не передбачений пізніший строк набрання чинності”.

Государственную регистарацию новые Лицезионные условия и новый кодификатор не проходили по состоянию на 01.06.2008г. а постановление Кабмина вовсе не означает и не гарантирует их регистрацию, особенно учитывая фразу про обязательное наличие экспертного вывода установы, организации.

Шансов на прохождения в существующем виде практически нет т.к. данный предложенный Госахрстройинспекцией вариант содержат множество юридических коллизий с существующими принципами лицензирования, принятыми во всех цивилизованных странах мира. Хотя, учитывая, то разрабатывали их строители, а не юристы, несложно предположить, как долго еще будет происходить процесс из согласования и утверждения, а Минюсте.

В связи с этим те документы, в том числе и лицензии, которые выданы начиная с 2008 года Госархстройинспекцией являются НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫМИ, т.к. для их выдачи не существовало на каких предусмотренных законодательством Украины оснований, в том числе и самого органа, который фактически работал без оснований и не имел права принимать какие либо решения!

Какая же истинная цель нововведений? Сделать жизнь строителей проще? Усилить контроль? 
Нет, цель совсем другая – узаконить процесс получения взяток! Вместо того чтобы делать свою работу и проверять строки на предмет квалификации тех, кто в действительности проектирует и строит здания, Госархстройинспекция занялась попыткой легализацией процедуры, которая в случае успеха, позволила бы обязала всех строителей проходить перед тем, как получить лицензию, выездную проверку в частной организации, учредителями которой как правило являются либо сами чиновники, либо их родственники и близкие знакомые.  

Каков результат? По неофициальным данным, стоимость положительного вывода у частной организации составляет от 5 до 7 тыс. долларов + безнальный платеж по “согласованным тарифам”. При этом, вывод совсем не гарантирует Вам получение лицензии – ведь он не является чем-либо обязывающим документом, и тем более не предусмотрен Законодательством.  Или кто-то собирается реально ездить, как это предусматривает порядок? Конечно нет, но повод брать вместо 500 долларов как раньше, до 5 -7 тысяч долларов уже есть. 

Перечень частных организаций, которые решили “заработать” на всех желающих проектировать и строить в Украине прилагается (источник – официальный сайт Госархстроиспекции (www.dabi.gov.ua)  Названия некоторых просто сами говорят о себе – чего стоит только ООО “ГРИВНА-ПЛЮС”,  ООО “АВТОТЕХПРОМ-2002” или Производственно-торговая фирма “Словения”.

Наверное разницы между предприятием, учреждением и организацией чиновники не видят – хотя тот же экспертный вывод согласно Постановлению от 05.12.2007г. должен быть выдан УЧРЕЖДЕНИЕМ или ОРГАНИЗАЦИЕЙ, но никак не ПРЕДПРИЯТИЕМ, тем более  с частной формой собственности. 
А учреждение или организация – это неприбыльная форма, которая, как не имеет права оказывать коммерческие услуги и брать плату за свою работу и содержится за счет бюджета. 
А вместо этого – мы видим целый список частных компаний, которые начали усердно выдавать “ВЫСНОВКИ”, получая за свои услуги немалую официальную и неофициальную плату.

Из Постановления Кабмина от 05.12.2007  “до заяви додаються:
1.        Копії свідоцтва про державну реєстрацію суб’єкта підприємницької діяльності та довідки про внесення до Єдиного державного реєстру підприємств та організацій України, засвідчені нотаріально або органом, який видав документи.
2.        За наявності у заявника відокремлених структурних підрозділів (філій, представництв), які провадитимуть будівельну діяльність на підставі отриманої ліцензії, у заяві додатково зазначається їх місцезнаходження;
3.        Відомості про виробничо-технічну базу, склад працівників за професійним та кваліфікаційним рівнем, технологію виробництва, інформаційно-правове, нормативно-технічне забезпечення, про наявну систему контролю якості виконання робіт;
4.        “висновок установи, організації, уповноважених органом ліцензування на проведення експертизи.”
  
Создается впечатление, что нужны были просто реквизиты, на которые можно заплатить по безналичному расчету за “добровольно-обязательную” экспертизу, ведь как может торговая компания заниматься строительными вопросами?

Такого нет ни одном государстве, и смотря на это, невольно задаешься вопросом, а как это все было утверждено руководством  Государственного органа, ответственного за лицензирование строительной деятельности в Украине.

В соответствии с общепринятыми принципами раскрытия информации мы предлагаем опубликовать информацию, кто же является владельцем нижеперечисленный специально “уполномоченных” организаций, и не противоречит ли это законодательству о государственной службе?
Страна ведь должна знать своих героев, чтобы встретив этого человека на улице или на бизнес встрече Вы, при случае, могли лично отблагодарить за весомый вклад в развитие строительной отрасли в Украине.

Если кто то обладает подобной информацией, мы просим связаться с нами по форме обратной связи, расположенной в разделе контакты и мы обязательно опубликуем эти сведения для общего доступа.

Если бы экспертизой занимались государственные организации и учреждение, как это предусматривает Постановление Кабмина, то возражений бы не возникало, но они должны делать ее бесплатно по своей сущности – ведь это их непосредственная работа, за которую они получают зарплату из бюджета. Они не могут быть коммерческими, т.к. всегда финансовый интерес частного лица будет превыше интересов государства. А значит ни о каком контроле и речи быть не может, а значительно уменьшившееся количество заявок говорит о нежелании новых компаний  платить “поборы” чиновниками, а не о усиленной борьбе с “нарушениями”.
Нарушения ведь не при подаче, а уже когда строят, и те люди, которые находятся и руководят стройкой обычно не имеют никакого отношения к тем, которых проверял “эксперт” или рассматривала комиссия.

Ведь, если практика окажется успешной – то скоро, для того чтобы согласовать проект, также будет в обязательном порядке пройти специальную частную “экспертизу” – поэтому прецедент “частной платной экспертизы” является достаточно опасным для отрасяли и только благодаря Министерству Юстиции данный порядок так и не вступил в силу.

Лицензионная комиссия созданная Министерством регионального развития и строительства Украины Приказом от 14.04.2008 № 162 “Про затвердження Положення про ліцензійну комісію Державної архітектурно-будівельної інспекції” не прошла регистрации в Минюсте – Положение было призано таким,  что не подлежит регистрации.
 
МІНІСТЕРСТВО ЮСТИЦІЇ УКРАЇНИ
НАКАЗ
27.05.2008 м. Київ № 897/5
Про визнання нормативно-правового
акта таким, що не підлягає
державній реєстрації

Відповідно до підпункту “д” пункту 5 Положення про державну реєстрацію нормативно-правових актів міністерств, інших органів виконавчої влади, затвердженого постановою Кабінету Міністрів України від 28 грудня 1992 року № 731,
НАКАЗУЮ:
1.        Визнати таким, що не підлягає державній реєстрації наказ Міністерства регіонального розвитку та будівництва України від 14.04.2008 № 162 “Про затвердження Положення про ліцензійну комісію Державної архітектурно-будівельної інспекції”.
2.        Департаменту державної реєстрації нормативних актів забезпечити виконання цього наказу.

Міністр М.В. Оніщук

Источник: http://budinfo.com.ua


04053, м. Киев,
ул. Сечевых Стрельцов Артема, 1-5,
(Дом художника) оф. 512
(050) 351-68-76
(044)353-63-50 (044)461-90-72
main@argument-consulting.com.ua